ПОСТАНОВКА ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГОМ
Автор: Олег Черемных, МВА (cheremnykho@cnt.ru)
Аннотация: В
данной статье на основе опыта работы автора в инвестиционном банке и в качестве
тренера-консультанта по стратегическому управлению бизнесом предлагается
процессно-стоимостной подход к стратегическому управлению холдингом. При этом
предлагаемые методы и инструменты могут быть использованы для постановки
регулярного процесса стратегического управления как в холдингах
предприятий реального сектора, так и в банковских и смешанных холдингах, а
также в отдельных бизнес-единицах и компаниях, не
являющихся холдингами.
Процессно-стоимостной
подход к стратегическому управлению холдингом
Цель
постановки регулярного процесса стратегического управления холдингом
Целевые
результаты постановки процесса стратегического управления в холдинге
Ключевые
элементы регулярного процесса стратегического управления холдингом
Стратегическое видение
холдинга в целом и отдельных бизнес-единиц
Концепция стратегического
развития холдинга и отдельных бизнес-единиц
Концепция
стратегического развития холдинга в целом
Концепция
стратегического развития каждой бизнес-единицы
Стоимостные модели отдельных
бизнес-единиц холдинга
Стоимостная модель холдинга
в целом
Модель оптимального
бизнес-процесса стратегического управления холдингом в целом
Модель оптимального
бизнес-процесса стратегического управления каждой компании
Структура стратегической
системы управления знаниями
Персонал отделов
стратегического управления и развития..
Организационная структура
группы стратегического управления холдингом
Последовательность
постановки регулярного процесса стратегического управления
«Внутренний» и «внешний»
подходы к постановке процесса стратегического управления
Этапы построения процесса
стратегического управления холдингом
Формирование
стратегического видения холдинга и каждой из отдельных бизнес-единиц
Построение подробных
моделей бизнес-процесса стратегического управления холдингом
Построение концепции
стратегического развития холдинга и бизнес-единиц
Построение стоимостных
моделей каждой из отдельных бизнес-единиц холдинга
Интеграция стоимостных
моделей бизнес-единиц в единую стоимостную модель холдинга
Построение структуры
стратегической системы управления знаниями
Организация
проекта по построению процесса стратегического управления холдингом
Специалисты по развитию
передаваемых технологий
Пользователи передаваемых
технологий
Очевидно, что важнейшей целью деятельности холдинга (как и вообще любого коммерческого предприятия) является создание и максимизация богатства его владельцев (или, что то же самое, стоимости холдинга). При этом стоимость холдинга складывается из стоимостей отдельных бизнес-единиц, входящих в состав холдинга с добавлением эффекта синергетики от объединения нескольких бизнес-единиц в единое целое.
Кроме того, владельцев и руководителей холдинга интересует постановка регулярного процесса стратегического управления холдингом, что требует использования современных эффективных технологий моделирования и оптимизации бизнес-процессов.
Следовательно, наиболее эффективным подходом к постановке стратегического управления холдингом является процессно-стоимостной подход, отличительными особенностями которого являются следующие:
Более подробное изложение процессно-стоимостного подхода к
управлению бизнесом можно найти, например, в статье «Как нам обустроить компанию: корпоративная инфраструктура управления»,
Менеджмент Сегодня, №6/2001 и №№ 1-2/2002.
Цель постановки регулярного процесса стратегического управления холдингом состоит в том, чтобы разработать и реализовать единые и максимально эффективные технологии стратегического управления как холдингом в целом, так и отдельными бизнес-единицами.
Разработка и реализация единых и максимально эффективных технологий стратегического управления, в свою очередь, позволит качественно повысить конкурентоспособность, эффективность и стоимость как холдинга в целом, так и отдельных бизнес-единиц (что, собственно, и является основополагающей целью любого проекта по совершенствованию корпоративного управления).
ü
Выбор и
концентрация на оптимальных областях ключевой компетентности
ü
Формирование и
усиление оптимальных конкурентных преимуществ холдинга
ü
Выбор и
концентрация каждой бизнес-единицы на оптимальных областях ключевой
компетентности
ü
Формирование и
усиление оптимальных конкурентных преимуществ каждой бизнес-единицы
ü
Достижение
оптимальной синергетики между бизнес-единицами в холдинге
ü
Качественное
повышение конкурентоспособности, эффективности и стоимости холдинга в целом и
каждой из бизнес-единиц
ü
Повышение уровня
материального благосостояния и моральной удовлетворенности сотрудников холдинга
В соответствии с процессно-стоимостным подходом к управлению бизнесом, ключевыми элементами регулярного процесса стратегического управления холдингом являются следующие:
Основным результатом постановки регулярного процесса стратегического управления холдингом является изменение действий сотрудников холдинга – участников процесса стратегического управления - таким образом, что выполняемые сотрудниками после реализации проекта действия будут создавать большую стоимость, чем действия, выполняемые до реализации проекта (в чем, собственно, и состоит экономический смысл реализации данного проекта).
Очевидно, что предприниматели создают бизнес для того, чтобы реализовать свои финансовые цели (т.е. создать и частично превратить в «живые деньги» определенный объем стоимости в течение определенного периода времени), а также личностные цели (занять определенное положение в бизнес-элите и обществе в целом и «реализовать себя» в своей компании – в ее Миссии, продуктах, брендах и корпоративной культуре).
Поэтому основой стратегического видения холдинга является выработка и формулировка единых финансовых и личностных целей владельцев холдинга (разумеется, с учетом особенностей «естественных рынков» холдинга, соответствующих ее областям ключевой компетентности, а также сложившейся корпоративной культуры холдинга и отдельных бизнес-единиц).
Разработанное стратегическое видение холдинга становится основой для разработки концепции стратегического развития холдинга и отдельных бизнес-единиц.
Концепция стратегического развития холдинга и отдельных бизнес-единиц (как правило, все эти концепции включаются в единый документ) является основным документом, лежащим в основе системы стоимостных моделей, корпоративных планов и проектов холдинга и отдельных бизнес-единиц.
Как правило, этот документ готовится не только в печатном, но и в электронном виде (в виде Веб-документа); после его одобрения владельцами холдинга размещается на внутреннем Веб-сайте холдинга и становится доступным – полностью или частично – всем сотрудникам холдинга, которым необходим доступ к документу в целом или отдельным его разделом для максимально эффективного выполнения своих должностных обязанностей.
Обычно концепция стратегического развития холдинга и отдельных бизнес-единиц включает в себя следующие разделы:
ü Стратегические финансовые цели владельцев холдинга
ü Стратегические личностные цели владельцев холдинга
ü
Существующие бизнес-единицы холдинга
ü Перспективные бизнес-единицы холдинга
ü
Общая стратегия
холдинга
ü
Маркетинговая
стратегия холдинга
ü
Финансовая
стратегия холдинга
ü
Информационная
стратегия холдинга
ü
Кадровая стратегия
холдинга
ü
Общая стратегия
бизнес-единицы
ü
Маркетинговая
стратегия бизнес-единицы
ü
Финансовая
стратегия бизнес-единицы
ü
Информационная
стратегия бизнес-единицы
ü
Кадровая стратегия
бизнес-единицы
Стоимостная модель отдельной бизнес-единицы является основным «пультом управления» стоимостью бизнес-единицы (и, следовательно, бизнес-единицей в целом). С точки зрения технической реализации, стоимостная модель представляет собой набор взаимосвязанных таблиц (как правило, в формате Microsoft Excel), подкрепленных пояснительной запиской и интегрированных с другими элементами информационной системы компании (ERP-системой, системой внутреннего планирования и т.д.).
Таблицы стоимостной модели делятся на основные и обеспечивающие. Основные таблицы служат для расчета или оценки важнейших финансовых показателей бизнеса (а также некоторых промежуточных финансовых показателей). Проводится ли для данного показателя расчет или оценка соответствующего значения, определяется природой соответствующего показателя (т.е., является ли для него возможным точный расчет или приходится ограничиваться оценкой). Так, например, свободный денежный поток может быть точно рассчитан «постфактум», а стоимость компании и дисконтная ставка могут быть оценены лишь приблизительно.
Основными таблицами стоимостной модели компании являются:
Очень важно, что расчет ключевых показателей стоимостной модели – NOPLAT, объема инвестированного капитала, экономической прибыли и свободного денежного потока – проводится двумя способами (которые, естественно, должны «выдать» один и тот же результат), что существенно снижает вероятность ошибки в расчетах.
Обеспечивающими таблицами стоимостной модели компании являются таблицы и формулы прогнозов показателей (доходов, затрат, процентных ставок и т.д.), использующихся в основных таблицах. Обычно корректное построение стоимостной модели требует использования исторической информации о работе компании за последние не менее, чем три года, а также прогнозов на шесть лет вперед (кстати, вопреки распространенному мнению, такие прогнозы в России вполне реальны, что доказано успешным опытом работы инвестиционных банков и фондов на российском рынке за соответствующий период времени).
Подробное рассмотрение примера построения стоимостной модели компании можно найти, например, в книге Коупленд, Коллер, Муррин, Стоимость компании: оценка и управление., М.: Олимп-Бизнес, 1999.
Очевидно, что в современных условиях ведения бизнеса, в которых, говоря словами компании Хитачи, «скорость есть Бог, время есть Дьявол», стоимостная модель компании (а также пояснительная записка) должна быть реализованы в электронном виде (как правило, в качестве элемента корпоративного Интранет-сайта); при этом каждый сотрудник компании должен иметь доступ только к той информации, которая необходима ему или ей для выполнения должностных обязанностей (принцип «need-to-know»).
Стоимостная модель холдинга в целом формируется по окончании разработки стоимостных моделей всех бизнес-единиц, входящих в состав холдинга. Формирование стоимостной модели холдинга в целом осуществляется, как правило, на основе портфельно-инвестиционного подхода к управлению бизнесом; при этом эффект синергетики от объединения бизнес-единиц в холдинг моделируется и оценивается отдельно.
Согласно этому подходу, владелец холдинга передает генеральному директору в управление все активы холдинга и требует определенного сочетания риска и доходности. Иными словами, генеральный директор выступает в роли «менеджера инвестиционного фонда», а владелец – инвестора. «Инвестиционным фондом» является холдинг в целом.
Согласно этому подходу, перед генеральным директором холдинга (как и перед менеджером инвестиционного фонда) стоит задача формирования такого «портфеля активов» (случае, бизнес-единиц, продуктов, брендов, проектов, региональных филиалов и т.д.), которые обеспечили бы оптимальное сочетание доходности и риска, максимизируя тем самым стоимость холдинга – богатство его владельцев.
Генеральный директор, в свою очередь, передает соответствующую часть активов в управление руководителям бизнес-единиц, региональных филиалов, бренд-менеджерам, продукт-менеджерам, и т.д.. Таким образом, создается единообразный подход к управлению всеми элементами компании.
Одним из важных следствий портфельно-инвестиционного подхода к управлению является необходимость рассмотрения инвестиционных проектов в отдельных функциональных областях (например, в финансах, маркетинге, стратегическом развитии, информационных технологиях и т.д.), не изолированно, а в качестве части единого целого – «инвестиционного портфеля» в соответствующей функциональной или межфункциональной области.
Нужно отметить, что портфельно-инвестиционный подход не является альтернативной стоимостному подходу, а всего лишь еще одним представлением стоимостного подхода (в этом легко убедиться, проанализировав структуру стоимостных моделей). Просто в некоторых случаях бывает удобно рассматривать корпоративные стоимостные модели именно с портфельно-инвестиционной точки зрения.
И мировой, и российский опыт реализации проектов по оптимизации бизнес-процессов убедительно продемонстрировал, что оптимальной методологией графического моделирования бизнес-процессов (в том числе, и бизнес-процесса стратегического управления холдингом) является структурная методология IDEF0. Преимущества методологии IDEF0 были признаны и Международной Организацией по Стандартизации (ISO), которая включила эту методологию в новую (2000 года) версию своих стандартов.
В методологии IDEF0 (в соответствии с которой разработаны приведенные выше модели бизнес-процессов) каждый бизнес-процесс, а также составляющие его подпроцессы (работы, шаги, действия) представляется в виде прямоугольника («функционального блока»), входами и выходами из которого с четырех сторон являются стрелки.
Эти стрелки описывают выходы процесса (т.е., те продукты, которые создаются в процессе и предназначены для внешних или внутренних клиентов бизнес-процесса), входы – что должно быть переработано в процессе, например, сырье, материалы, денежные средства, а также информация (в случае изготовления информационных продуктов). Выходы размещаются с правой стороны прямоугольника, обозначающего действие; входы же – с левой.
Кроме входов и выходов, в методологии IDEF0 существует еще два вида стрелок – управляющие воздействия и механизмы. Управляющие воздействия располагаются в верхней части прямоугольника и представляют собой те директивы, в соответствии с которыми осуществляется бизнес-процесс. Универсальными управляющими воздействиями являются целевые нормативы эффективности, корпоративное законодательство, а также нормы федерального, регионального и местного законодательства.
К механизмам относятся персонал, выполняющий процесс (иногда персонал рассматривается в качестве отдельного элемента методологии), а также производственное, строительное, складское и иное оборудование, которое используется для выполнения процесса (но не перерабатывается в процессе).
Основные элементы методологии IDEF0 показаны на следующем рисунке:
Подробное рассмотрение методологии IDEF0, а также большое количество примеров моделей бизнес-процессов можно найти, например, в книге С.В. Черемных, И.О. Семенов, В.С. Ручкин Структурный анализ систем: IDEF-технологии – М.: Финансы и Статистика, 2001.
Графическая модель бизнес-процесса стратегического управления сопровождается подробной пояснительной запиской, а также другими материалами, которые интегрируются в единый документ с помощью механизма гиперссылок, встроенных в графический пакет Microsoft Visio и систему Microsoft Office, с помощью которых и строятся графическая модель бизнес-процесса и вспомогательные материалы к этой модели.
Этот же механизм гиперссылок позволяет осуществить
эффективную интеграцию модели оптимального бизнес-процесса стратегического
управления холдингом в целом со стоимостными моделями отдельных
бизнес-единиц и холдинга в целом, а также с видением и концепциями развития
холдинга в целом и отдельных бизнес-единиц в единую высокоэффективную систему
информационной поддержки процесса стратегического управления холдингом.
Модели оптимального бизнес-процесса стратегического управления каждой из отдельных бизнес-единиц холдинга являются подпроцессами модели оптимального бизнес-процесса стратегического управления и проектируются по окончании проектирования модели соответствующего бизнес-процесса для холдинга в целом.
Очевидно, что в обеспечении максимально эффективной реализации бизнес-процесса стратегического управления холдингом ключевую роль играет достаточно полная и эффективно структурированная система знаний – как «в головах сотрудников», так и в информационной системе холдинга.
Очевидно также, что в стоимостном подходе к управлению бизнесом система корпоративных знаний формируется на основе ключевых факторов стоимости (КФС), которые формируются, в первую очередь, на основе составляющих стоимостных моделей холдинга в целом и отдельных бизнес-единиц.
Кроме того, определенная часть КФС формируется в результате анализа видения холдинга, концепции стратегического развития холдинга в целом и отдельных бизнес-единиц, а также в процессе формирования модели бизнес-процесса регулярного стратегического управления холдингом и отдельными бизнес-единицами.
Структура отделов стратегического управления и развития определяется перечнем ключевых элементов регулярного процесса стратегического управления холдингом (см. выше). Следует отметить, что эта структура представляет собой перечень определенных ролей, при этом каждый сотрудник отдела может выполнять одну или несколько ролей в процессе стратегического управления холдингом (в зависимости от конкретной структуры своих зон ответственности).
Оптимальная структура отделов стратегического управления и развития холдинга в целом и отдельных бизнес-единиц является следующей:
Подробное описание зон ответственности каждого из сотрудников отделов стратегического управления и развития холдинга в целом и каждой из отдельных бизнес-единиц определяется по результатам моделирования оптимального бизнес-процесса стратегического управления (поскольку описание каждого действия в бизнес-процессе и его подпроцессов сопровождается указанием сотрудника компании, выполняющего это действие).
Организационная структура группы стратегического управления холдингом является всего лишь отображением в табличной и графической форме (в форме организационной диаграммы) распределения зон ответственности и «ролей» между сотрудниками группы.
Очевидно, что постановка процесса стратегического управления холдингом может быть осуществлена как «внутренним» способом – силами рабочей группы, скомпонованной из сотрудников холдинга (как правило, управляющей компании холдинга), так и «внешним» - с привлечением внешних консультантов по стратегическому управлению бизнесом.
Опыт показывает, что «внешний» способ является более предпочтительным. Это обусловлено следующими причинами:
Поэтому рекомендуется поручить первоначальную постановку процесса стратегического управления холдингом внешнему консультанту при участии специалистов отделов стратегического управления и развития холдинга, а дальнейшее развитие – уже специалистам холдинга (в случае необходимости, при поддержке консультанта).
Подготовка специалистов отделов стратегического управления и
развития, необходимых для постановки и реализации процесса стратегического
управления холдингом осуществляется в процессе реализации консалтингового
проекта с помощью технологии передачи знаний от консультанта к сотрудникам
холдинга, которая будет подробно рассмотрена ниже
В дальнейшем мы будем предполагать, что постановка процесса стратегического управления осуществляется «внешним» способом – с привлечением сторонних консультантов по стратегическому управлению бизнесом.
Оптимальной последовательностью построения процесса стратегического управления холдингом, как правило, является следующая (при этом некоторые этапы могут выполняться параллельно):
Последовательность построения стратегического
видения холдинга и каждой из отдельных бизнес-единиц состоит из следующих
шагов:
Как правило, при постановке процесса стратегического управления холдингом наиболее предпочтительным является разработка и реализация этого бизнес-процесса «с чистого листа» (практика показывает, что детальное моделирование существующего бизнес-процесса обычно является экономически неоправданным). Поэтому оптимальной последовательностью построения подробных моделей бизнес-процесса стратегического управления холдингом является следующая:
Последовательность построения концепции стратегического
развития холдинга и бизнес-единиц состоит из следующих шагов:
Стоимостная модель бизнес-единицы фактически представляет собой стратегический стоимостной бизнес-план этой бизнес единицы. Стоимостная модель холдинга фактически представляет собой стратегический стоимостной бизнес-план холдинга.
Каждый такой бизнес-план включает в себя финансовую модель (как правило, в формате Microsoft Excel) и пояснительную записку (финансовый план), а также операционную модель ((как правило, в формате Microsoft Project)) и соответствующую пояснительную записку (операционный план). Пояснительные записки обычно готовятся в формате Microsoft Word.
Кроме того, стоимостная модель бизнес единицы может включать
в себя стоимостные модели отдельных продуктов и брендов бизнес-единицы,
портфелей продуктов и брендов, а также отдельных инвестиционных проектов.
Последовательность построения стоимостных моделей каждой из отдельных бизнес-единиц холдинга состоит из следующих шагов:
Последовательность построения интегрированной стоимостной модели холдинга состоит из следующих шагов:
Последовательность построения структуры стратегической системы управления знаниями холдинга состоит из следующих шагов:
Полученная в результате реализации данного этапа система ключевых факторов стоимости, знаний, документов и источников знаний становится основой для разработки технических заданий на разработку системы информационной поддержки регулярного процесса стратегического управления, а также программы повышения квалификации сотрудников – участников процесса стратегического управления холдингом.
Для обеспечения максимальной эффективности постановки регулярного процесса стратегического управления в холдинге необходимо сформировать команду сотрудников холдинга, которые будут принимать активное участие в реализации проекта.
Основными категориями сотрудников Заказчика с точки зрения проекта (членами «команды проекта») являются следующие:
В роли координатора проекта должен выступать один из высших руководителей холдинга, обладающий достаточным авторитетом для обеспечения выполнения сотрудниками холдинга действий, необходимых для успешной реализации проекта.
Основными обязанностями координатора проекта являются следующие:
Администратором проекта является один из технических
сотрудников холдинга – референт или секретарь, обеспечивающий технические
функции – сбор и организацию хранения и копирования информации, а также
организацию проведения интервью, презентаций и совещаний.
В этой роли обычно выступают специалисты отделов стратегического развития холдинга, как правило, имеющие ранг системного и корпоративного аналитика (т.е., уровня исполнителей, а не менеджмента).
Специалисты по развитию передаваемых технологий должны будут развивать передаваемые технологии после завершения работы консультанта. Поэтому их (оптимально использовать двух специалистов – для «подстраховки») задача состоит в том, чтобы принять участие в проекте «с первого дня», постепенно обучаясь применению и развитию технологий как путем чтения специализированной литературы и работе с электронными учебными пособиями, рекомендованными консультантом, так и путем непосредственного участия в выполнении работ.
При этом обучение специалистов по развитию передаваемых технологий в процессе работы осуществляется в следующие этапы:
Постановка регулярного процесса стратегического управления холдингом подразумевает, в том числе, и обучение пользователей передаваемых технологий как на корпоративном семинаре по процессно-стоимостному подходу к управлению бизнесом, так и в процессе постановки этого бизнес-процесса.