как повысить эффективность использования
”человеческого капитала”
Автор: Олег Черемных, МВА
(cheremnykho@cnt.ru)
Важнейшая
задача нового подхода к управлению бизнесом... 1
Параметры
эффективности использования человеческого капитала.. 1
Причины
низкой эффективности использования человеческого капитала.. 2
Направления
повышения эффективности использования человеческого капитала.. 2
Новая
модель бизнеса «электронной эры» - манифест «революции человечности». 3
Базовые аксиомы новой
теории бизнеса.. 3
Очевидно, что в современном быстро меняющемся мире, в
котором продукты и производственные мощности устаревают все быстрее и быстрее,
важнейшим капиталом и ресурсом бизнеса являются именно люди – «человеческий
капитал», персонал компании. Это связано с тем, что в современных условий
бизнес может успешно развиваться только путем постоянных, перманентных
инноваций – генерации и реализации идей. А, как известно, генерируют и
реализуют идеи именно люди; при этом система венчурного финансирования
развита достаточно эффективно для того, чтобы обеспечить адекватную поддержку
идей и их носителей финансами.
При этом известно, что даже в самых передовых компаниях и в
самых развитых странах человеческий капитал используется крайне неэффективно (с
эффективностью 5-10%, а то и меньшей). О причинах такой удручающей ситуации
будет подробнее рассказано ниже.
Поэтому важнейшей задачей нового подхода к
управлению бизнесом является качественное (т.е., в разы, а то и в
десятки раз) повышение эффективности использования человеческого капитала
(которое, в свое очередь, позволить резко повысить и финансовую эффективность
бизнеса – эффективность финансового капитала – и, следовательно, прибыльность и
стоимость компании). Иными словами, необходимо построить систему
максимально эффективного использования творческого потенциала каждого
сотрудника компании, а также максимально быстрого роста и развития этого
потенциала.
Эффективность использования человеческого
капитала (т.е., стоимость, создаваемая персоналом компании) определяется
следующими параметрами:
- Объемом
рабочего времени сотрудника
- Загруженностью
рабочего времени сотрудника (соотношением между «временем работы» и
«временем простоя»)
- Объемом
выполненной работы (количеством выполненных действий и достигнутых
результатов)
- Качеством
выполненной работы (определяется соотношением затраты/результаты)
- Степенью
согласованности действий сотрудника между собой с действиями
смежников, а также с основополагающими целями бизнеса (созданием и
реализацией стоимости)
В свою очередь, эти параметры определяются следующими
параметрами:
- Наличием
оптимального объема знаний (как «в голове» сотрудника, так и в
информационной системе компании)
- Наличием
оптимальных навыков выполнения определенных действий (опыта, интуиции,
подготовки и т.д.)
- Оптимальным
уровнем энергии (вдохновения), который определяется как оптимальным
уровнем материального и нематериального стимулирования, так и качеством
жизни сотрудника (здоровым образом жизни, правильным питанием, умением
отдыхать и т.д.), а также условиями работы («качеством» или эргономикой
рабочих мест и рабочей обстановки – как «материальной», так и
экономической и духовной)
Из вышеизложенного напрямую следуют
следующие важнейшие причины низкой эффективности использования человеческого
капитала (творческого потенциала сотрудников компании):
- Малый
объем времени, уделяемый работе (большие потери времени по дороге на
работу, с работу и, вообще, низкая эффективность жизни)
- Низкая
загруженность рабочего времени (высокий уровень простоя)
- Низкий объем выполненной работы в течение той части
рабочего времени, которая отводится собственно работе), что, в частности,
обусловлено крайне низким уровнем использования компьютерных и
информационных технологий
- Низкое качество выполненной работы (показателя
затраты/результаты
- Низкая
согласованность действий сотрудника компании между собой, с действиями
других сотрудников компании, а также с важнейшими целями акционеров
- Недостаточный
объем знаний «в голове» у сотрудника
- Недостаточный
объем знаний в информационной системе компании
- Недостаточная
эффективность информационной системы компании по
предоставлении «нужных знаний в нужное время в
нужное место» для принятия максимально эффективных решений и выполнения
максимально эффективных действий (т.е., знания есть в системе, но не
«перед глазами сотрудника»)
- Недостаточными
навыками выполнения задач (что может быть вызвано как несоответствием
задач, решаемых сотрудникам, его знаниям и навыкам, так и просто нехваткой
знаний и навыков «вообще» - т.е., базовых знаний и навыков, в частности,
навыков работы с информацией)
- Низким
уровнем энергии («перегруженностью» негативными эмоциями,
«эмоциональной пустотой», нехваткой вдохновения и положительных эмоций и
т.д., что иными словами называется «нехваткой человечности» в бизнесе).
Такое ощущение, что подавляющее большинство (если не
практически все) сотрудники и руководители компаний находятся в каком-то
«гипнотическом сне», который, собственно, и не позволяет максимально полно и
эффективно использовать «человеческий капитал» - творческий потенциал
сотрудников компании.
Следовательно, для того, чтобы качественно повысить
эффективность использования человеческого капитала и максимально полно раскрыть
творческий потенциал каждого сотрудника компании необходимо вывести из
этого гипнотического сна всех руководителей и сотрудников компании.
Кстати, в переводе с санскрита, Будда означает «пробужденный».
При этом исключительно важно, что для пробуждения сотрудника
компании необходимо оптимальное сочетание позитивных и негативных эмоций –
«кнута» и «пряника» с преобладанием, разумеется, позитивных чувств и эмоций
(т.е. «пряника»).
Следовательно, для качественного («в разы») повышения
эффективности использования человеческого капитала или, что
то же самое, творческого потенциала сотрудника необходимо предпринять
следующие действия:
- Увеличить
объем времени, де-факто отводимый работе за счет как более
рационального использования времени вообще и более рациональной
организации дня, так и за счет перехода к более
творческой деятельности («интеллектуализации труда»). Как известно,
творческие работники способны думать «о работе» практически постоянно («в
фоновом режиме»), что резко повышает эффективность их работы и
использования их творческого потенциала
- Повышение
«загруженности рабочего времени» (уменьшение «времени простоя»
сотрудников компании) за счет более эффективной организации
производственного и управленческого процесса
- Повышение
интенсивности труда (т.е., увеличение объема работы, выполненного за
время «реального рабочего времени»)
- Повышение
качества выполненной работы (по коэффициенту «затраты/результаты» с
точки зрения финансов, энергии, сил и т.д.)
- Качественное
улучшение согласованности действий сотрудника между собой, с
действиями других сотрудников и с важнейшими целями бизнеса
- Качественное
улучшение согласованности действий сотрудника с его или ее
способностями, возможностями, интересами, знаниями, навыками и опытом
- Повышение
уровня профессиональных и общекультурных знаний и навыков сотрудника
(профессиональное и личностное развитие сотрудника)
- Освобождение
сотрудников компании от рутинного труда (перекладывание рутинного
труда «на плечи» компьютеров и информационных систем)
- Обеспечение
полноты информационной системы («базы знаний») компании
- Обеспечение
эффективности информационной системы («базы знаний») компании, т.е.,
ее соответствия информационным потребностям каждого сотрудника
компании в каждый момент времени
- Кардинальное «очеловечивание» бизнеса, т.е.,
максимальное изгнание из бизнеса негативных эмоций и стимулов и
максимальное «насыщение» бизнеса позитивными эмоциями, энергиями и
стимулами (разумеется, «привязанными» к важнейшим целям и показателям
бизнеса)
Эту совокупность действий вполне можно назвать
«освобождением труда» от всего, что мешает максимально полному развитию и раскрытию
(разумеется, в конкретных результатах) творческого потенциала каждого
сотрудника компании – от генерального директора до уборщицы.
Как и любая другая теория, новая теория бизнеса строится на
некоторых предположениях – аксиомах. Таких аксиом всего пять:
- Каждый
человек может и должен добиться в этой жизни счастья, успеха
и благополучия – материального, эмоционального и духовного, вне зависимости
от того, в какой стране он или она проживает и в каком секторе работает –
коммерческом, государственном или негосударственном (общественном); при этом соблюдая основные международно признанные
этические заповеди, а также поддерживая правильные, гармоничные отношения
с собой, людьми и Всевышним – отношения, основанные на Любви, Вере и
Человечности (что, в частности, включает в себя способность к сочувствию,
состраданию и милосердию) – наиболее эффективном энергетическом «топливе»
человеческого развития
- Обязательным условием достижения счастья, успеха и
благополучия является пробуждение от «гипнотического сна»,
вызванного животными инстинктами и стереотипами мышления и поведения (как
внутренними, так и навязанными извне) – себя и людей вокруг себя – своего
«ближнего круга» (а если позволят силы, возможности и способности – то и
гораздо более многочисленных групп людей)
- Другим важнейшим условием достижения счастья, успеха и
благополучия (как для отдельного человека, так и для бизнеса – компании
или коммерческого предприятия) является нахождение своего места в жизни,
в окружающем мире, следование по своему – и только своему – Пути, за своей
Звездой, к своим – и только своим – рубежам и вершинам (взятие которых и
есть осуществление своей Миссии человеком на этой земле). «Среди
нехоженых путей один – пусть мой; среди невзятых
рубежей один – за мной». Именно то, что и люди, и
компании либо никак не могут найти свое место и свою роль в этом мире,
либо плохо эту роль выполняют и обусловлена крайне низкая эффективность
использования человеческого капитала, других ресурсов бизнеса –
информации, земли и финансового капитала и крайне низкий уровень успеха
благополучия, успеха и счастья в современном мире
- Такое
место объективно существует – для каждого человека и бизнеса, но
для его определения, «захвата» и удержания опять-таки необходимо
пробуждение от «гипнотического сна» (см. выше).
- Дальнейшее
развитие человеческого общества, особенно переход к
информационно-интеллектуальному обществу и относительное истощение природных
ресурсов Земли будет оказывать все возрастающее давление
как на отдельных людей, так и на компании (коммерческие предприятия) с
тем, чтобы с помощью объективной реальности, не поддающейся
контролю ни людей, ни даже самых могущественных компаний заставить и
людей, и компании качественно повысить эффективность использования
человеческого капитала, раскрытия творческого потенциала каждого
сотрудника компании (каждый человек безумно талантлив – нужно лишь
помочь ему или ей эти таланты развить), а также эффективность
использования и других ресурсов – земли, информации (знаний) и финансового
капитала.