КАК НАЙТИ НАИЛУЧШЕГО ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА

Олег ЧЕРЕМНЫХ, МВА (Техасский университет),            сheremnykho@mtu-net.ru

Как было подчеркнуто в предыдущей статье («Финансовый директор в XXI веке»), директор по корпоративной стратегии и финансам (КСФ) играет важнейшую роль в успешном развитии компании и максимизации ее стоимости. Поэтому к выбору наиболее оптимальной кандидатуры на эту должность необходимо подходить с особой тщательностью. В данной статье мы остановимся на нескольких ключевых элементах этого процесса.

Необходимость использования профессиональной фирмы - хедхантера

Начать необходимо с того непреложного факта, что для нахождения наилучшего из возможных финансового директора просто необходимо воспользоваться услугами высокопрофессиональной фирмы, специализирующейся на подборе руководящего персонала.

Так как поиск руководящих работников является (хочется надеяться!) довольно редким явлением в работе корпоративной службы персонала, то наивно было бы ожидать от работников этой службы такого же профессионализма, которым обладают сотрудники компании, которая занимается этим постоянно, изо дня в день, в течение нескольких лет. А разница в профессионализме поиска директора по КСФ между корпоративной службой персонала и профессиональной фирмой – хедхантером может обойтись компании в миллионы долларов ежегодно (что в сотни, а то и в тысячи раз превышает экономию на услугах хедхантера).

Направления оценки кандидата на должность директора по КСФ

Оценка кандидата на должность директора по КСФ должна осуществляться по следующим направлениям:

Хотя вопросы культурной совместимости и безопасности являются исключительно важными, в данной статье мы остановимся на оценке профессиональных качеств кандидата на должность директора по КСФ.

Этапы профессиональной оценки кандидата на должность директора по КСФ

Оценка профессиональных качеств кандидата на должность директора по КСФ должна осуществляться в несколько этапов:

1.       Получение, анализ и оценка резюме (CV) кандидатов

2.       Проведение предварительных интервью с кандидатами

3.       Выдача, получение и анализ задания во время беседы с кандидатом («классной работы»)

4.       Выдача, получение и анализ «домашнего задания» для кандидата

5.       Анализ «короткого списка» кандидатов и выбор наилучшего из них

Получение, анализ и оценка резюме кандидатов

На этом этапе фирма по подбору топ-менеджеров осуществляет контакты с потенциальными кандидатами на должность директора по КСФ (каждая фирма-хедхантер имеет обширную базу данных по руководящим работникам в коммерческом секторе) и отбирает 10-15 кандидатур, резюме которых наилучшим образом соответствует требованиям компании-клиента, сформулированным в заказе на подбор специалиста. При необходимости, сотрудники фирмы-хедхантера могут участвовать  и в разработке требований к кандидату (с тем, чтобы сделать их наиболее реалистичными и наилучшим образом соответствующими потребностям компании-клиента).

Проведение предварительных интервью с кандидатами

На этом этапе сотрудники компании-хедхантера (возможно, совместно с сотрудниками компании-клиента), проводят интервью с кандидатами, прошедшими предварительный отбор с тем, чтобы определить, насколько соответствуют действительности сведения, изложенные в резюме (увы, это не всегда так!) и предварительно оценить степень профессиональной компетентности кандидатов. Совместное проведение интервью полезно тем, что дает возможность оценить кандидата с двух позиций – компании и фирмы-хедхантера, что позволяет получить более полное и адекватное представление о кандидате. Примерный перечень вопросов для этого интервью приведен на следующей странице.

Перечень вопросов для предварительного интервью кандидатов

1.       Как Вы представляете себе роль и функции финансового директора в компании?

2.       Какие краткосрочные и долгосрочные финансовые показатели работы компании являются важнейшими для владельцев и менеджмента компании?

3.       Что означает термин «максимальный финансовый результат» в долгосрочной и краткосрочной перспективе?

4.       Каковы методы достижения оптимального согласования между краткосрочным и долгосрочным финансовым результатом деятельности компании?

5.       Нужен ли компании бизнес-план (краткосрочный и долгосрочный)? Если да, то какой должна быть его структура, как он должен разрабатываться и какова роль финансового директора в разработке, корректировке и реализации бизнес-плана?

6.       Как, по Вашему мнению, должны быть разграничены полномочия между Вами и генеральным директором компании для достижения максимального финансового результата?

7.       Каким представляется Вам наиболее оптимальное взаимодействие между Вами и главным бухгалтером компании? Между Вами и коммерческим директором? Между Вами и директором по маркетингу? Между Вами и руководителем отдела информационных технологий? Между Вами и руководителями других функциональных подразделений?

8.       Какие виды учета существуют в коммерческих структурах и как они взаимосвязаны между собой?

9.       В чем основные недостатки чистой прибыли (рассчитанной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета) в качестве основного показателя финансовой деятельности компании?

10.   В чем основные недостатки чистой прибыли (рассчитанной в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета) в качестве основного показателя финансовой деятельности компании?

11.   Какие финансовые показатели Вы бы порекомендовали для использования в системе управления бизнесом для устранения этих недостатков?

12.   Каковы основные недостатки российских стандартов бухгалтерского учета и основные преимущества международных стандартов бухгалтерского учета?

13.   Какие существуют методы параллельного ведения бухгалтерского учета по российским и международным стандартам? В чем их достоинства и недостатки? Какой метод, по Вашему мнению, является наиболее предпочтительным для данной компании и от чего это зависит?

14.   Как бы Вы организовали постановку финансового учета в компании в соответствии с международными стандартами и параллельное ведение учета по российским и международным стандартам?

15.   Какова, по Вашему мнению, роль стоимости компании в стратегическом и повседневном управлении бизнесом?

16.   Какие методы оценки стоимости компании являются наиболее оптимальными?

17.   Как, по Вашему мнению, необходимо структурировать систему компенсации и мотивации персонала компании для получения максимального финансового результата?

18.   Каковы критерии оценки эффективности схем минимизации и оптимизации налогообложения и иных платежей в государственный бюджет? Что лучше – минимизация или оптимизация? Каковы критерии оптимизации налоговых и иных платежей?

При этом очевидно, что для каждой компании составляется свой перечень вопросов. По результатам данного интервью компания и фирма-хедхантер отбирают 5-7 кандидатов, которые приглашаются на следующий этап – выполнению «классной работы».

Выполнение «классной работы»

«Классная работа» состоит в том, что кандидат должен перечислить и обосновать десять первоочередных практических действий в должности финансового директора с указанием для каждого действия конкретных результатов, которые планируется достичь и способов достижения этих результатов. На выполнение задания дается один час. Цель данного задания состоит в том, чтобы проверить, насколько эффективно кандидат способен работать в условиях стресса и недостатка времени (типичных для работы директора по КСФ). Для достижения максимальной эффективности процесса, оценка качества выполнения «классной работы» проводится совместно сотрудниками хедхантера и компании-клиента.

Выполнение «домашнего задания»

По результатам выполнения «классной работы» компания совместно с фирмой-хедхантером формирует так называемый «короткий список» из 3-4 кандидатов, которым выдается «домашнее задание» примерно на неделю (т.е., фактически, на выходные дни). Возможные варианты «домашнего задания» приведены ниже:

1.       Подготовьте подробную организационную структуру и описание финансовой службы компании (включая приблизительные должностные инструкции сотрудников), какой Вы хотели бы ее видеть. Организационная структура должна быть представлена в виде схемы (на одну страницу), а также описания объемом до пяти машинописных страниц (через один интервал шрифтом Arial размером в 10 пунктов).

2.       Допустим, что компания  планирует проведение крупномасштабной рекламной компании, направленной, естественно, на достижение максимального финансового результата. Ваша задача как финансового директора состоит в том, чтобы обеспечить максимально эффективное распределение рекламного бюджета между различными видами рекламы для достижения максимального финансового результата. Определите, значения каких показателей Вам необходимо получить от службы маркетинга для решения этой задачи, задайте значения этих параметров, проведите расчеты и представьте результат Вашей работы в виде электронной таблицы расчета оптимального рекламного бюджета, распечатки этой таблицы, а также сопроводительной записки с подробным изложением методики расчета и используемых показателей.

3.       Оцените (хотя бы приблизительно) стоимость торговой марки компании и торговой марки одного из ее продуктов. Определите, значения каких показателей Вам необходимо иметь для решения этой задачи, задайте значения этих параметров, проведите расчеты и представьте результат Вашей работы в виде электронных таблиц оценки торговых марок, распечаток этих таблиц, а также сопроводительной записки с подробным изложением методики оценки стоимости торговой марки и используемых показателей.

4.       Как и любая другая российская компания, данная компания имеет четыре возможных пути развития: развитие с опорой исключительно на собственные средства; финансирование развития с помощью заемных средств; привлечение внешних инвестиций путем продажи новой эмиссии акций; продажа бизнеса стратегическому инвестору. Проведите сравнительный анализ этих возможностей и выберите наилучший (или комбинацию путей развития, приводящую к наилучшим финансовым результатам для владельцев компании). Обоснуйте Ваш выбор наилучшего варианта с помощью расчетов. Определите, значения каких показателей Вам необходимо иметь для решения этой задачи, задайте значения этих параметров, проведите расчеты и представьте результат Вашей работы в виде электронных расчетных таблиц, распечаток этих таблиц, а также сопроводительной записки с подробным изложением методики проведения сравнительного анализа и используемых показателей.

Анализ «короткого списка» кандидатов и выбор наилучшего из них

По результатам выполнения «домашнего задания», которое (опять-таки для наибольшей объективности), анализируется совместно представителями компании-клиента и фирмы-хедхантера остаются два (в исключительных случаях, три) кандидата, которые затем проходят собеседования со всеми руководящими сотрудниками и владельцами компании, активно участвующими в управлении бизнесом. Основной задачей на данном этапе является выбор того кандидата, который при прочих равных условиях наилучшим образом соответствует корпоративной культуре компании и сможет наиболее эффективно работать с коллективом компании.

По результатам этих собеседований и принимается окончательное решение о выборе того или иного кандидата на занятие должности директора по корпоративной стратегии и финансам.

 

Hosted by uCoz